«Щелкунчик». Фестиваль «ЛЕТО ГРАЦИИ»
Либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименной сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Постановка 2000 года.
«Щелкунчик» можно назвать одним из самых популярных спектаклей репертуара Воронежского театра оперы и балета. Каждый показ балета неизменно собирает полные залы в России и за рубежом. Постановка была представлена воронежской балетной труппой на гастролях в США, Германии, Бельгии, Голландии, Мексике, Франции и др.странах.
История создания:
В 1890 году П. Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на создание одноактной оперы и двухактного балета в один вечер. В качестве основы сюжета оперы он избрал сюжет драмы датского писателя Х. Херца «Дочь короля Рене», а для балета – известную сказку Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья» во французском пересказе А. Дюма-отца под названием «История Щелкунчика». К моменту начала работы над созданием музыки, либретто уже было готово: балетмейстер Мариус Петипа передал композитору подробный план с хореографической экспозицией.
Работа над созданием балета вынужденно прервалась весной 1891 года, когда П. Чайковский отправился в США на торжественное открытие Карнеги-холла. По возвращении из поездки работа пошла активнее. В течение января и февраля 1892 года композитор закончил и оркестровал музыку к балету.
По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего М. Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Л. Иванов. Он привнес в спектакль свои хореографические и режиссерские находки. Источником вдохновения для него служила музыка П. Чайковского.
Премьера балета «Щелкунчик» состоялась в 1892 году в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. В 1919 году в Москве постановку балета осуществил Александр Горский, а в 1934 году – известный советский балетмейстер, заслуженный артист РСФСР Василий Вайнонен. О сценическом варианте своего спектакля Вайонен писал: «Ведущими принципами моей работы являлись: реалистическая трактовка первой части, использование танцевальной пантомимы и современной техники классического танца во второй и третьей части его, в целом же желание – с возможно большей полнотой вскрыть перед зрителем наиболее содержательные и художественно ценные стороны такой музыкальной жемчужины в сокровищнице классического наследия прошлого, какой является партитура «Щелкунчика».
Балет «Щелкунчик» П. Чайковского в отличие от сказки-первоисточника раскрывает глубинные смыслы. Композитор совместно с хореографами создал симфоническую поэму о девочке с чистой душой, которая стоит на пороге взрослой жизни, стремясь одержать победу над злом на пути к своему будущему счастью. В её фантазиях смешная и некрасивая кукла Щелкунчик превращается в прекрасного принца, победившего страшное мышиное войско. Музыка ярко и образно раскрывает мир детей, их фантазии, весёлые забавы, сказочные сны – то тревожные, то радостные.
Музыка: Пётр Ильич Чайковский.
Постановщики:
Хореография Василия Вайнонена.
Постановка народная артистка РФ Набиля Валитова.
Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин.
Дирижёр – Татьяна Шипулина.
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили.
В программе принимает участие:
Воронежский государственный театр оперы и балета, художественный руководитель - Александр Литягин.
Постановка 2000 года.
«Щелкунчик» можно назвать одним из самых популярных спектаклей репертуара Воронежского театра оперы и балета. Каждый показ балета неизменно собирает полные залы в России и за рубежом. Постановка была представлена воронежской балетной труппой на гастролях в США, Германии, Бельгии, Голландии, Мексике, Франции и др.странах.
История создания:
В 1890 году П. Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на создание одноактной оперы и двухактного балета в один вечер. В качестве основы сюжета оперы он избрал сюжет драмы датского писателя Х. Херца «Дочь короля Рене», а для балета – известную сказку Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья» во французском пересказе А. Дюма-отца под названием «История Щелкунчика». К моменту начала работы над созданием музыки, либретто уже было готово: балетмейстер Мариус Петипа передал композитору подробный план с хореографической экспозицией.
Работа над созданием балета вынужденно прервалась весной 1891 года, когда П. Чайковский отправился в США на торжественное открытие Карнеги-холла. По возвращении из поездки работа пошла активнее. В течение января и февраля 1892 года композитор закончил и оркестровал музыку к балету.
По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего М. Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Л. Иванов. Он привнес в спектакль свои хореографические и режиссерские находки. Источником вдохновения для него служила музыка П. Чайковского.
Премьера балета «Щелкунчик» состоялась в 1892 году в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. В 1919 году в Москве постановку балета осуществил Александр Горский, а в 1934 году – известный советский балетмейстер, заслуженный артист РСФСР Василий Вайнонен. О сценическом варианте своего спектакля Вайонен писал: «Ведущими принципами моей работы являлись: реалистическая трактовка первой части, использование танцевальной пантомимы и современной техники классического танца во второй и третьей части его, в целом же желание – с возможно большей полнотой вскрыть перед зрителем наиболее содержательные и художественно ценные стороны такой музыкальной жемчужины в сокровищнице классического наследия прошлого, какой является партитура «Щелкунчика».
Балет «Щелкунчик» П. Чайковского в отличие от сказки-первоисточника раскрывает глубинные смыслы. Композитор совместно с хореографами создал симфоническую поэму о девочке с чистой душой, которая стоит на пороге взрослой жизни, стремясь одержать победу над злом на пути к своему будущему счастью. В её фантазиях смешная и некрасивая кукла Щелкунчик превращается в прекрасного принца, победившего страшное мышиное войско. Музыка ярко и образно раскрывает мир детей, их фантазии, весёлые забавы, сказочные сны – то тревожные, то радостные.
Музыка: Пётр Ильич Чайковский.
Постановщики:
Хореография Василия Вайнонена.
Постановка народная артистка РФ Набиля Валитова.
Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин.
Дирижёр – Татьяна Шипулина.
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили.
В программе принимает участие:
Воронежский государственный театр оперы и балета, художественный руководитель - Александр Литягин.
Продолжительность:
90 минут
Возрастные ограничения:
Категория:
Минимальное число участников:
1
Источник: